Топ-100
 

🗣 Как проверить сочинение на речевые ошибки (критерий 10 ЕГЭ по русскому языку)

Речевая грамотность — это не только орфография и пунктуация, но и умение подбирать слова точно, уместно и логично.


Даже идеально оформленное сочинение может потерять баллы, если в нём встречаются тавтология, штампы или слова, употреблённые не по значению.

Содержание статьи:

🔍 Что проверяют эксперты

Эксперт оценивает, насколько точно и естественно ты используешь слова и грамматические конструкции: правильно ли выбраны слова по значению, нет ли речевой избыточности, грамматических несоответствий, повторов и штампов.

📘 Сквозной пример: текст К. Я. Ваншенкина

«Какой опыт приобретает молодой человек, служа в армии?»
(1)Есть в человеческом характере такая черта – с удовольствием вспоминать прошлые трудности, тобой преодолённые. (2)Это всегда приятно. (3)Пребывание в армии стало делом нашей чести, так же как для прежних молодых поколений участие в Гражданской войне, в строительстве Комсомольска и Магнитки, в покорении Арктики, а для нынешнего – в освоении целины и земель Сибири, хотя мне кажется не совсем точным сравнение мирных строек с передним краем: это всё-таки слишком разные вещи.

(4)Верно говорят, что характер моего поколения был сформирован армией военной поры. (5)Мы находились в том возрасте, когда человек особенно пригоден для окончательного оформления, если он попадает в надёжные и умелые руки. (6)Мы были подготовлены к этому ещё всем детством, всем воспитанием, всеми прекрасными традициями революции и Гражданской войны, перешедшими к нам от старших.

(7)Мы пришли в армию – наши кости ещё не окрепли, не затвердели мускулы, мы ещё росли. (8)Когда после нас осматривали новые медицинские комиссии, или, как тогда говорили, «перекомиссии», оказалось, что многие из нас прибавили в росте по нескольку сантиметров. (9)А как выросли наши души и характеры!

(10)Армия многому научила нас. (11)Это были, в свою очередь, наши университеты. (12)Одних она приобщила к технике – к танку, пушке, самолёту; других научила владеть топором, пилой и лопатой. (13)А близость к природе, к земле, на которой лежишь, по которой идёшь, которую копаешь! (14)Армия научила нас мужской дружбе – мы знали, пожалуй, только детскую. (15)Мы ушли юношами, а вернулись мужами. (16)Скольких обрели мы новых друзей и скольких из них потеряли, чтобы не забыть никогда!

(17)А разве можно забыть геройство гвардейских дивизий, железную дисциплину военных училищ или запасные полки, рвущиеся на фронт из каких-нибудь далёких тыловых лагерей. (18)Разве забудешь безмолвный Донбасс сорок третьего года, разбитые города Белоруссии и знаменитый Бобруйский котёл, где на много километров сплошным навалом, друг на друге – искорёженные немецкие танки, орудия, бронетранспортёры, машины. (19)Армейская жизнь была суровой, но сколько в ней было неожиданного тепла! (20)Я служил ещё по первому году, когда однажды к нашей землянке подошёл сержант из соседней роты и спросил: «Помкомвзвода дома?» (21)Этот вопрос потряс меня. (22)То есть как дома? (23)Дом далеко отсюда. (24)Разве здесь дом? (25)А спустя несколько месяцев я и сам говорил так.

(26)Столь же удивительным казался мне вопрос комбата к старшинам: «Покормили людей?» (27)Чего, мол, их кормить? (28)Сами поедят, только дай! (29)Или: «Первая рота покушала? (30)Вторая рота покушала?..» (31)Это слово «покушала» (не «поела») казалось нарочитым, пока я не почувствовал, что оно имеет особый оттенок – не слащаво-городской, а уважительно-деревенский: покушала. (32)Мы были очень, очень молоды. (33)Когда я смотрю на семнадцатилетних мальчиков, то думаю: «Неужели мы были такими? (34)Если на них нагрузить всё, что было на нас, да чтоб они прошли столько, сколько мы, пусть вполовину меньше, – они же не выдержат! (35)А может быть, это только кажется?..»

(36)По натуре своей мы действительно мирные люди. (37)Я никогда не встречал человека, который хотел бы сражений. (38)Но если враг нападёт на нас, мы будем воевать. (39)Это будет главным, и нам не придётся раздумывать...

(40)В жизни каждого юноши наступает момент, когда необходим качественный скачок. (41)Мы перешли в новое качество, надев красноармейские шинели. (42)Мне жаль тех людей моего поколения, кто не служил в армии рядовым. (43)Иногда, собравшись с друзьями, мы под настроение, к месту, начинаем рассказывать о своей службе, о военной поре; мы увлекаемся, перебиваем друг друга и самих себя, перескакиваем с одного на другое. (44)А те, кто не был там, тоже слушают с интересом. (45)И как это ни странно, менее других фигурируют здесь так называемые боевые эпизоды. (46)Нет, это истории скорее познавательного характера, забавные и грустные, – о себе и встреченных тобой людях, истории, ограниченные рамками времени и обстановки. (47)И едва ли не главное в них – это множество ярких деталей, подробностей, которые, если не вспоминать их, постепенно выветриваются из нашей памяти, заменяясь другими.
(По К.Я. Ваншенкину)

Константин Яковлевич Ваншенкин (1925–2012) – советский и российский писатель и поэт.
Проблема: «Какой опыт приобретает молодой человек, служа в армии?»
Позиция автора: армейская жизнь помогает юношам повзрослеть, стать мужественными и ответственными.
Проверяя сочинение по этому тексту, обрати внимание: слова «опыт», «служба», «воспитывать», «характер» не должны бесконечно повторяться.

Избегай речевых клише вроде воспитание патриотизма и дружбы в армейской службе — важная вещь.

⚙️ Типичные речевые ошибки

🧠 Как провести самопроверку

1. Проверь лексическую точность

Задай себе вопрос: Я использую слово в его точном значении?
Избегай слов, которые только звучат «красиво», но не соответствуют контексту.
Если сомневаешься — замени на простое, понятное и точное.

2. Найди и убери повторы

Прочитай абзацы вслух или «в обратном порядке» — так повторы видны лучше.
Если одно и то же слово встречается в каждом предложении, подбери синоним или перестрой фразу.

3. Избавься от штампов и общих фраз

Фразы вроде данный текст затрагивает актуальную проблему взаимоотношений людей — пустые.

Скажи конкретно:
Автор рассказывает, как армия влияет на характер человека.

4. Проверь сочетаемость слов

Некоторые ошибки невидимы на глаз, но слышны на слух.
Прочитай предложения медленно: если звучит неестественно, скорее всего, сочетание неверно (воспитывать мужество в памяти — ошибка).

5. Проверяй стиль

Сочинение по тексту Ваншенкина — это не официальный доклад и не публицистическая речь.

 Используй нейтрально-книжную лексику (без разговорных слов и жаргонизмов), но не канцеляризмов.

6. Найди места, где теряется смысл

Если предложение можно понять двояко или оно звучит неловко — перестрой.
Главное — ясность и естественность изложения.

💡 Лайфхаки для самопроверки

  • Прочитай текст вслух или с конца.

    Так легче заметить повторы и неестественные словосочетания.
  • Заменяй сомнительные слова на простые.

    Если не уверен в употреблении производных слов (впечатлительный — впечатляющий), лучше выбрать простое описание: Герой глубоко чувствует.
  • Ищи «лишние» слова.

    Если предложение понятно и без какого-то слова — оно избыточно.
  • Сверь с навигацией ФИПИ.

    В разделе «Речь» даны все основные виды ошибок и рекомендации по их устранению — разделы 2.1–2.5 «Навигатора ЕГЭ 2025».

🚀 Главное запомнить

Чтобы получить 3 балла по критерию 10 «Соблюдение речевых норм»,
1
Проверяй точность и уместность слов.
2
Избавляйся от повторов и штампов.
3
Следи за сочетаемостью слов и логичностью выражений.
4
Не используй жаргонизмы и канцеляризмы.
5
Делай самопроверку вслух и «в обратном порядке» — так заметишь ошибки в лексике и стиле.

Похожие статьи: