Топ-100
 

🧩 Как проверить сочинение на грамматические ошибки (критерий 9 ЕГЭ по русскому языку)

Даже если орфография и пунктуация безупречны, одна неверно согласованная форма или неправильный падеж могут снизить баллы.


 Поэтому при самопроверке обязательно оцени грамматику — речь идёт о соблюдении правил построения слова, словосочетания и предложения.

Содержание статьи:

🔍 Что проверяют эксперты

Критерий 9 оценивает знание и применение морфологических и синтаксических норм современного русского языка: согласование, управление, построение предложений, формы слов, порядок слов, употребление частей речи.

📘 Сквозной пример: текст К. Я. Ваншенкина

«Какой опыт приобретает молодой человек, служа в армии?»
(1)Есть в человеческом характере такая черта – с удовольствием вспоминать прошлые трудности, тобой преодолённые. (2)Это всегда приятно. (3)Пребывание в армии стало делом нашей чести, так же как для прежних молодых поколений участие в Гражданской войне, в строительстве Комсомольска и Магнитки, в покорении Арктики, а для нынешнего – в освоении целины и земель Сибири, хотя мне кажется не совсем точным сравнение мирных строек с передним краем: это всё-таки слишком разные вещи.

(4)Верно говорят, что характер моего поколения был сформирован армией военной поры. (5)Мы находились в том возрасте, когда человек особенно пригоден для окончательного оформления, если он попадает в надёжные и умелые руки. (6)Мы были подготовлены к этому ещё всем детством, всем воспитанием, всеми прекрасными традициями революции и Гражданской войны, перешедшими к нам от старших.

(7)Мы пришли в армию – наши кости ещё не окрепли, не затвердели мускулы, мы ещё росли. (8)Когда после нас осматривали новые медицинские комиссии, или, как тогда говорили, «перекомиссии», оказалось, что многие из нас прибавили в росте по нескольку сантиметров. (9)А как выросли наши души и характеры!

(10)Армия многому научила нас. (11)Это были, в свою очередь, наши университеты. (12)Одних она приобщила к технике – к танку, пушке, самолёту; других научила владеть топором, пилой и лопатой. (13)А близость к природе, к земле, на которой лежишь, по которой идёшь, которую копаешь! (14)Армия научила нас мужской дружбе – мы знали, пожалуй, только детскую. (15)Мы ушли юношами, а вернулись мужами. (16)Скольких обрели мы новых друзей и скольких из них потеряли, чтобы не забыть никогда!

(17)А разве можно забыть геройство гвардейских дивизий, железную дисциплину военных училищ или запасные полки, рвущиеся на фронт из каких-нибудь далёких тыловых лагерей. (18)Разве забудешь безмолвный Донбасс сорок третьего года, разбитые города Белоруссии и знаменитый Бобруйский котёл, где на много километров сплошным навалом, друг на друге – искорёженные немецкие танки, орудия, бронетранспортёры, машины. (19)Армейская жизнь была суровой, но сколько в ней было неожиданного тепла! (20)Я служил ещё по первому году, когда однажды к нашей землянке подошёл сержант из соседней роты и спросил: «Помкомвзвода дома?» (21)Этот вопрос потряс меня. (22)То есть как дома? (23)Дом далеко отсюда. (24)Разве здесь дом? (25)А спустя несколько месяцев я и сам говорил так.

(26)Столь же удивительным казался мне вопрос комбата к старшинам: «Покормили людей?» (27)Чего, мол, их кормить? (28)Сами поедят, только дай! (29)Или: «Первая рота покушала? (30)Вторая рота покушала?..» (31)Это слово «покушала» (не «поела») казалось нарочитым, пока я не почувствовал, что оно имеет особый оттенок – не слащаво-городской, а уважительно-деревенский: покушала. (32)Мы были очень, очень молоды. (33)Когда я смотрю на семнадцатилетних мальчиков, то думаю: «Неужели мы были такими? (34)Если на них нагрузить всё, что было на нас, да чтоб они прошли столько, сколько мы, пусть вполовину меньше, – они же не выдержат! (35)А может быть, это только кажется?..»

(36)По натуре своей мы действительно мирные люди. (37)Я никогда не встречал человека, который хотел бы сражений. (38)Но если враг нападёт на нас, мы будем воевать. (39)Это будет главным, и нам не придётся раздумывать...

(40)В жизни каждого юноши наступает момент, когда необходим качественный скачок. (41)Мы перешли в новое качество, надев красноармейские шинели. (42)Мне жаль тех людей моего поколения, кто не служил в армии рядовым. (43)Иногда, собравшись с друзьями, мы под настроение, к месту, начинаем рассказывать о своей службе, о военной поре; мы увлекаемся, перебиваем друг друга и самих себя, перескакиваем с одного на другое. (44)А те, кто не был там, тоже слушают с интересом. (45)И как это ни странно, менее других фигурируют здесь так называемые боевые эпизоды. (46)Нет, это истории скорее познавательного характера, забавные и грустные, – о себе и встреченных тобой людях, истории, ограниченные рамками времени и обстановки. (47)И едва ли не главное в них – это множество ярких деталей, подробностей, которые, если не вспоминать их, постепенно выветриваются из нашей памяти, заменяясь другими.
(По К.Я. Ваншенкину)

Константин Яковлевич Ваншенкин (1925–2012) – советский и российский писатель и поэт.
Проблема: «Какой опыт приобретает молодой человек, служа в армии?»
Позиция автора: армейская жизнь помогает юношам повзрослеть, стать сильнее и ответственнее.
Проверяя сочинение, посмотри, нет ли ошибок в согласовании (автор считает, что армейская служба помогает юношам, а не помогает юноши), в управлении (в армии, а не на армии), в форме слов и предложений.

⚙️ Типичные грамматические ошибки, встречающиеся в сочинениях ЕГЭ

🧠 Как провести самопроверку по грамматике

1. Проверь подлежащее и сказуемое

Согласуются ли они по числу и роду?
Автор рассуждает и делится своими воспоминаниями.
Если подлежащее во множественном числе — и сказуемое должно быть во множественном.

2. Проверь формы слов

Ошибки часто встречаются при образовании форм существительных, прилагательных и глаголов:
в тексте поднимается проблема службы в армиев армии;
 они ехали быстрее, чем он бежал быстрейбежал быстрее.

3. Проверь управление

Убедись, что глагол или прилагательное употребляется с нужным падежом.
 Формула проверки: что делаю — с кем, что — о чём, к чему и т. д.
Армия учит чему? — мужеству, а не на мужестве.

4. Проверь деепричастные и причастные обороты

Оборот должен относиться к тому же лицу, что и сказуемое:
Читая текст Ваншенкина, я понял его позицию, а не Читая текст, позиция автора стала понятна.

5. Проверь предложения с однородными членами

Убедись, что однородные члены отвечают на один вопрос и оформлены одинаково.
Автор показывает и рассказывает о дружбе в армии.

6. Проверь местоимения и указательные слова

В сочинении много «он», «его», «они» — но всегда ли понятно, к кому они относятся?
Автор вспоминает о товарищах. Он говорит, что они сильные люди. — ясно, о ком речь.

💡 Лайфхаки для самопроверки

  • Прочитай сочинение вслух

    интонация подскажет, где нарушен синтаксис.
  • Читай текст в обратном порядке (от последнего предложения к первому)

    так легче заметить ошибки в грамматических связях.
  • Проверяй «опасные места»

    деепричастные обороты, однородные члены, управление.
  • Замени сомнительное слово или конструкцию

    на более простую и надёжную.
  • Используй «сверку по вопросам»:

    от глаголов задай вопрос к зависимым словам — если падеж не совпадает, есть ошибка.
  • Сверь структуру предложения с нормой школьных учебников,

    указанных в Навигаторе подготовки ФИПИ 2025 (например, Рыбченкова, Бабайцева, Разумовская).

🚀 Главное запомнить

Чтобы получить 3 балла по критерию 9 «Соблюдение грамматических норм»,
1
Проверь подлежащее и сказуемое — они должны согласовываться.
2
Просмотри все глаголы и прилагательные — с какими падежами они употреблены.
3
Удали неправильные или повторяющиеся местоимения.
4
Исправь деепричастные обороты, если они не относятся к подлежащему.
5
Замени сложные или сомнительные конструкции на простые и грамотно построенные.

Похожие статьи: