Топ-100
 

✒️ Как проверить сочинение на пунктуационные ошибки (критерий 8 ЕГЭ по русскому языку)

Пунктуационные ошибки часто появляются не из-за незнания правил, а из-за усталости и спешки при переписывании работы.


Чтобы не потерять баллы, удели несколько минут проверке пунктуации — это поможет сохранить 3 балла по критерию

 «Соблюдение пунктуационных норм».

Содержание статьи:

🔍 Что оценивает эксперт

Ошибкой считается неправильная расстановка знаков препинания (пропуск, лишний знак, нарушение парности запятых, тире, двоеточия и т. д.).

📘 Сквозной пример: текст К. Я. Ваншенкина

«Какой опыт приобретает молодой человек, служа в армии?»
(1)Есть в человеческом характере такая черта – с удовольствием вспоминать прошлые трудности, тобой преодолённые. (2)Это всегда приятно. (3)Пребывание в армии стало делом нашей чести, так же как для прежних молодых поколений участие в Гражданской войне, в строительстве Комсомольска и Магнитки, в покорении Арктики, а для нынешнего – в освоении целины и земель Сибири, хотя мне кажется не совсем точным сравнение мирных строек с передним краем: это всё-таки слишком разные вещи.

(4)Верно говорят, что характер моего поколения был сформирован армией военной поры. (5)Мы находились в том возрасте, когда человек особенно пригоден для окончательного оформления, если он попадает в надёжные и умелые руки. (6)Мы были подготовлены к этому ещё всем детством, всем воспитанием, всеми прекрасными традициями революции и Гражданской войны, перешедшими к нам от старших.

(7)Мы пришли в армию – наши кости ещё не окрепли, не затвердели мускулы, мы ещё росли. (8)Когда после нас осматривали новые медицинские комиссии, или, как тогда говорили, «перекомиссии», оказалось, что многие из нас прибавили в росте по нескольку сантиметров. (9)А как выросли наши души и характеры!

(10)Армия многому научила нас. (11)Это были, в свою очередь, наши университеты. (12)Одних она приобщила к технике – к танку, пушке, самолёту; других научила владеть топором, пилой и лопатой. (13)А близость к природе, к земле, на которой лежишь, по которой идёшь, которую копаешь! (14)Армия научила нас мужской дружбе – мы знали, пожалуй, только детскую. (15)Мы ушли юношами, а вернулись мужами. (16)Скольких обрели мы новых друзей и скольких из них потеряли, чтобы не забыть никогда!

(17)А разве можно забыть геройство гвардейских дивизий, железную дисциплину военных училищ или запасные полки, рвущиеся на фронт из каких-нибудь далёких тыловых лагерей. (18)Разве забудешь безмолвный Донбасс сорок третьего года, разбитые города Белоруссии и знаменитый Бобруйский котёл, где на много километров сплошным навалом, друг на друге – искорёженные немецкие танки, орудия, бронетранспортёры, машины. (19)Армейская жизнь была суровой, но сколько в ней было неожиданного тепла! (20)Я служил ещё по первому году, когда однажды к нашей землянке подошёл сержант из соседней роты и спросил: «Помкомвзвода дома?» (21)Этот вопрос потряс меня. (22)То есть как дома? (23)Дом далеко отсюда. (24)Разве здесь дом? (25)А спустя несколько месяцев я и сам говорил так.

(26)Столь же удивительным казался мне вопрос комбата к старшинам: «Покормили людей?» (27)Чего, мол, их кормить? (28)Сами поедят, только дай! (29)Или: «Первая рота покушала? (30)Вторая рота покушала?..» (31)Это слово «покушала» (не «поела») казалось нарочитым, пока я не почувствовал, что оно имеет особый оттенок – не слащаво-городской, а уважительно-деревенский: покушала. (32)Мы были очень, очень молоды. (33)Когда я смотрю на семнадцатилетних мальчиков, то думаю: «Неужели мы были такими? (34)Если на них нагрузить всё, что было на нас, да чтоб они прошли столько, сколько мы, пусть вполовину меньше, – они же не выдержат! (35)А может быть, это только кажется?..»

(36)По натуре своей мы действительно мирные люди. (37)Я никогда не встречал человека, который хотел бы сражений. (38)Но если враг нападёт на нас, мы будем воевать. (39)Это будет главным, и нам не придётся раздумывать...

(40)В жизни каждого юноши наступает момент, когда необходим качественный скачок. (41)Мы перешли в новое качество, надев красноармейские шинели. (42)Мне жаль тех людей моего поколения, кто не служил в армии рядовым. (43)Иногда, собравшись с друзьями, мы под настроение, к месту, начинаем рассказывать о своей службе, о военной поре; мы увлекаемся, перебиваем друг друга и самих себя, перескакиваем с одного на другое. (44)А те, кто не был там, тоже слушают с интересом. (45)И как это ни странно, менее других фигурируют здесь так называемые боевые эпизоды. (46)Нет, это истории скорее познавательного характера, забавные и грустные, – о себе и встреченных тобой людях, истории, ограниченные рамками времени и обстановки. (47)И едва ли не главное в них – это множество ярких деталей, подробностей, которые, если не вспоминать их, постепенно выветриваются из нашей памяти, заменяясь другими.
(По К.Я. Ваншенкину)

Константин Яковлевич Ваншенкин (1925–2012) – советский и российский писатель и поэт.
Проблема: «Какой опыт приобретает молодой человек, служа в армии?»
Позиция автора: армейская жизнь помогает юношам повзрослеть, стать мужественными и ответственными.
Проверяя сочинение, обрати внимание, чтобы в предложениях правильно стояли запятые при однородных членах, обособлениях и союзах — именно эти случаи чаще всего приводят к потере баллов.

🧠 Как искать пунктуационные ошибки при самопроверке

1. Проверь однородные члены и союзы

2. Проверь обособленные обороты

  • Деепричастные обороты всегда выделяются запятыми:
 Прочитав текст, выполни задание.

  • Причастные обороты выделяются, если стоят после определяемого слова:
 Студенты, пришедшие на экзамен, волновались.

  • Не выделяются, если стоят перед определяемым словом:
Пришедшие на экзамен студенты волновались сильнее остальных.

3. Проверь вводные слова и обращения

  • Вводные слова (во-первых, однако, конечно, по-моему, к счастью) — выделяются запятыми;
  • Обращения — тоже: Друзья, пора начинать работу.
Будь внимателен:  не все слова, похожие на вводные, ими являются.
Например, в сочетаниях как будто, вроде бы, точно так же — запятая не ставится, если это часть сказуемого.

4. Проверь сложные предложения

Сложносочинённые предложения (ССП):
Запятая ставится между частями, если нет общего члена:
Зашёл дождь, и на улице стало прохладно.

Если общий член есть — запятая не ставится:
На улице стало прохладно и влажно после дождя.

Сложноподчинённые предложения (СПП):
Запятая ставится перед подчинительным союзом (что, потому что, если, когда).

Если союз двойной (когда… то, хотя… но) — проверь, чтобы стояли оба элемента пары.

5. Проверь предложения с разными видами связи

В сложных предложениях, где сочетаются разные союзы, легко ошибиться.

Следи, чтобы между сочинительным и подчинительным союзами запятая ставилась только в том случае, если вторая часть союза опущена:
Любовь делает нас лучше, и, если мы умеем любить, считаем себя счастливыми.

(при наличии и если… то — запятая не ставится).

6. Проверь прямую речь и цитаты

Если в сочинении есть цитирование текста Ваншенкина, проверь оформление:
  • перед цитатой — двоеточие или запятая;
  • цитата берётся в кавычки;
  • после кавычек точка ставится после закрывающей кавычки.

💡 Лайфхаки для самопроверки

  • Прочитай сочинение вслух

    паузы и интонации помогут услышать места, где не хватает знаков.
  • Прочитай текст в обратном порядке — от последнего предложения к первому.

    Так мозгу легче замечать ошибки в структуре фраз, а не следить за сюжетом.
  • Проверяй знаки парно:

    если открыл обособление, закрой его второй запятой.
  • Проверь начало и конец предложений.

    Ошибки часто встречаются именно там.
  • Замени сложное предложение на простое,

    если сомневаешься, нужен ли знак: лучше простая конструкция без ошибок, чем сложная с нарушением правил.

🚀 Главное запомнить

Чтобы сохранить 3 балла по критерию 8, нужно:
1
Проверить запятые при однородных членах, вводных конструкциях, обособлениях.
2
Убедиться, что нет «лишних» запятых между подлежащим и сказуемым.
3
Проверить союзы и парные конструкции — не только… но и; если… то; хотя… но.
4
В конце — прочитать текст вслух и в обратном порядке, чтобы увидеть механические ошибки.
5
Пунктуация — это внимательность и ритм: пиши так, чтобы твоя речь «дышала» и читалась естественно.

Похожие статьи: